?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Немного про ЕГЭ

Июнь, то тут, то там пишут про ЕГЭ. То про утечки информации (в этом году, правда, вроде без скандалов обошлось?), то про унизительные проверки детей перед входом в аудиторию, то про шпаргалки...
И ведь вот в чем проблема: ЕГЭ сам по себе, самим своим существованием влечет за собой все поименованные проблемы. Судбоносная сущность этого экзамена для желающих поступать в ВУЗы автоматически влечет за собой желание так или иначе обдурить систему. Усиление контроля усиливает протест и желание выиграть любой ценой. Что дети - родители тоже отзываются о ЕГЭ порой в терминах "На войне все средства хороши, шпоры так шпоры".
Нужно заметить, что на обеспечение "честности" ЕГЭ брошены немалые средства. Все эти камеры, металлоискатели, оборудование для сканирования, оборудование для записи устных ответов на английском, эксперты на проверках работ - некоторые работы проверяют последовательно три эксперта!, толпа "организаторов" в аудитории и вне, наконец, оторванные от своих дел "общественные наблюдатели", база вариантов, печать КИМов, соблюдение секретности.... И всё равно ЕГЭ не ругает только ленивый. Кто-то считает, что задания слишком сложные, кто-то - что слишком простые, задания "основаны на школьной программе", но 11 класс - время повального хождения к репетиторам, и при всём при этом ВУЗы недовольны качеством подготовки абитуриентов, то есть колоссальные усилия на самом деле уходят в песок.
При этом, на мой взгляд, основная проблема ЕГЭ не в качестве подготовленных вариантов или уровне секретности, а в самой постановке вопроса. ЕГЭ - это экзамен, у которого цель не определить знания абитуриента, а определить его способность к поступлению. Он и задумывался, как известно, не с целью диагностики, а с целью победить коррупцию. Следовательно, сама природа ЕГЭ лежит вне плоскости образования. Именно потому он и вредит образованию. О вреде ЕГЭ говорят много и часто, но никто не предлагает альтернативы, поскольку просто "откатить назад", с одной стороны, невозможно, а с другой - не является решением проблемы. Коррупция действительно существовала, другой вопрос, что с ЕГЭ она лишь явиласть в другом обличье.
На мой взгляд, для того, чтобы убрать нездоровый ажиотаж вокруг поступления в ВУЗы, надо просто брать в ВУЗы всех, кто желает туда поступить и имеет аттестат о полном среднем образовании. Просто ВСЕХ. А систему ВУЗовской подготовки выстроить с учетом обязательного отсева студентов на сессиях. Не так сложно поступить в ВУЗ, как закончить его, - говорили мои учителя в своё время. Сейчас положение несколько изменилось, т.к. ВУЗы боятся отчислять студентов, чтобы не лишиться финансирования. Безусловно, придется многое изменить в работе с первокурсниками ввиду того, что на первый курс запишется значительно больше студентов. Но сейчас новые технологии позволяют многие проблемы решать дистанционно. Да и после первого всплеска, когда все побегут записываться в топовые ВУЗы, будущие студенты начнут более рационально подходить к выбору, чтобы не только записаться, но и иметь возможность закончить, ведь бесплатное высшее образование предоставляется у нас всего один раз.
Можно подумать, что я фантазирую. На самом деле я излагаю систему высшего образования во Франции. Конечно, в обобщенном виде, но всё-таки: 85% учащихся, претендовавших на сдачу французского аналога ЕГЭ - он называется Baccalaureat - сдают его с первого раза, и еще 11% - на пересдачах, то есть в сумме 96% из тех, кто пошел получать полное среднее образование в академическом ключе (профессиональные лицеи Бак не сдают, разумеется). И все они имеют неплохой шанс поступить в университет - примерно по тому же принципу, как у нас сейчас поступают в школу, создается список приоритетов, и если тебя не пригласили в одно заведение, то пригласят в другое, а если никуда не пригласили - ты можешь заново подавать заявку на вакантные места. При этом есть специальности, и их довольно много, куда принимают просто ВСЕХ, неограниченное количество желающих. Конечно, не всё идеально - по статистике, 6% всё-таки не получили приглашения в ВУЗ, впрочем, есть и ВУЗы, которые берут даже без диплома о сдаче Baccalaureat, т.е. это всё равно не приговор, да и в целом система работает.  Да, для поступления нужно сдать французский аналог ЕГЭ, но мне интересен сам принцип - система образования специально рассчитана на то, чтобы практически 100% учащихся, закончивших полный курс обучения в школе, принять в ВУЗы. С этого момента вопрос о том, каким образом сдается выпускной экзамен, становится не таким напряженным.  Конечно, в топовые ВУЗы - они по-французски называются Grandes Ecoles - отдельный конкурс, дополнительные испытания. И это логично - пусть под видеокамерами и чуть ли не под дулом пистолета проверяют тех немногих, кто решил туда поступить, а остальные спокойно сдают обычные выпускные экзамены. Для сравнения, из российских выпускников на бюджет поступает только 56%, почти в два раза меньше. Вопрос, разумеется, в финансировании. Именно недостаток финансирования порождает кошмары ЕГЭ.
Безусловно, создание системы, рассчитаной на 100% поступление в ВУЗ всех выпускников, потребует создания также эффективного отсева на предшествующей стадии. Определенная доля учащихся должна уйти в средние профессиональные учебные заведения на более раннем этапе, когда выпускной экзамен становится не домокловым мечом, а логичным завершением череды прочих экзаменов в ходе обучения. (К сожалению, на сегодня, даже если школа ввела переводные экзамены, для несдавших всё равно не наступает никаких последствий, они так с двойками в следующий класс и переводятся). Кроме того, как я выше писала, нужен принцип отсева и в самих ВУЗах. Во Франции воплощена еще одна хорошая идея - через два года обучения в ВУЗе учащиеся сдают еще один комплексный экзамен и получают свой первый ВУЗовский диплом. С ним уже можно идти работать, т.е. некоторую часть учащихся можно отсеять на этом этапе даже не путем отчисления, а с сознанием выполненного долга. Вот тебе твой диплом и иди, детка :) не всем же магистратуры кончать. Многие так же уходят сейчас после нашего российского бакалавриата, поняв, что не потянут дальнейшее обучение. Люди могут сами определить, что им нужно, а экзамены лишь помогать им в этом.
Конечно, все эти рассуждения "как лучше устроить" не будут услышаны, даже если опубликовать их на популярном ресурсе. Но мне самой было интересно продумать, как нужно сделать по уму, и интересно, что приближенная к идеалу система действительно функционирует.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
zzachekay
Jun. 19th, 2017 09:45 am (UTC)

На мой взгляд, систему высшего образования в России надо хорошенько пошатнуть. У нас же в принципе среднее специальное образование не катируется. Почему-то.  Вуз - он должен быть не для всех. Это должно быть тяжело (с точки зрения обучения). И надо хорошенько подумать, а стоит ли вообще туда идти. По-хорошему, основой общества должны быть люди со среднем специальным. А не как у нас сейчас - секретарь или продавец с в/о. Зачем? И сами Вузы страдают - приходится снижать качество, так как большинство не вывозит

ama_tama
Jun. 19th, 2017 02:08 pm (UTC)
Я не соглашусь с Вами. Если человек хочет продолжать образование, он должен иметь эту возможность. Высшее образование, университет - он вообще изначально имел вовсе не функциональную ценность.
А с точки зрения "а зачем" продавцу трех классов вообще достаточно.
zzachekay
Jun. 21st, 2017 04:17 am (UTC)

Согласна. Но ведь большинство не хочет. А хотят их родители. Вот когда это осознанный выбор самого ребенка, то он и готовится к этому выбору явно без шпор на ЕГЭ.
Просто на данный момент нет достойных альтернатив высщему образованию. Человек проработал всю жизнь секретарем, доволен как слон, но зачем-то мучался в универе 4 года.

ama_tama
Jun. 21st, 2017 05:08 pm (UTC)
Ну сдадут, ну вылетят на сессии. Мне кажется, это более приемлемо, чем требовать выворачивать карманы перед входом в ППЭ (сегодня наблюдала). Разумеется, в том случае, если бесплатные места достанутся и другим тоже, а не как сейчас.
( 4 comments — Leave a comment )