?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В сегодняшней школе есть столько мелких, но очень актуальных проблем, которые просто ежедневно мешают. И совершенно непонятно, что мешает их решить. Именно в данных конкретных социально-политических условиях. Причем многие из проблем даже не требуют перераспределения финансовых потоков. Всё же финансы - это мутный вопрос, в котором я, признаюсь честно, очень мало понимаю, да и относится он скорее к ведению МинФина, а меня интересует МинОбр.

Я бы отменила ВПР в том виде, в каком они проводятся сейчас. Ведь заявляется что? - Что это оценка работы школы, а не самих детей. Итак, Рособрнадзор получил вал данных по написанию работы учащимися, в прошлом году начиная с 4 класса и остальных ФГОСовских классов (в этом году уже начиная со второго). И что? во-первых, уже есть сомнения, что работы везде были написаны честно и были проверены честно.  Но главное - есть ли понимание, что делать со всей этой информацией? ну правда, вот мы выявили, что в школе №№ результаты заметно ниже среднего. Какие меры предполагается принять? да никаких, ну разве что распеканцию директору устроят (так ему небось не впервой). А ведь причин может быть множество. Может быть, в этой школе такой социальный состав? а может, хронически не хватает учителей? И к каждой причине потребовались бы свои меры по исправлению ситуации. Но это в идеальном мире. А в реальном это только огромный ворох никому не нужных бумаг и цифр в отчетах. В конце концов, если уж Рособрнадзору так хочется "мониторить качество образования", давайте делать это не в масштабах сразу всей страны, а в масштабах, например, 5 % школ по региону в один год. По такому количеству, по которому действительно реально провести комплексное рассмотрение проблемы.


Навела бы порядок в вопросе рабочих тетрадей к учебникам. Проблема, которая сейчас стоит перед школой, в том, что УМК (учебно-методические комплекты) разрабатываются с учетом рабочих тетрадей, без тетрадей они многое теряют; при этом по актуальному законодательству обеспечивать учащихся рабочими тетрадями должна школа, несмотря на то, что это по сути расходный материал. Получается, что большинство школ либо незаконно просят родителей приобрести тетради, либо вынуждают родителей к закупке, выдавая тетради библиотечные, но требуя их сдать чистыми (а ведь идея тетради в том, что пишут прямо в ней), либо не включают тетради в список литературы к рабочим программам и следовательно обходятся без них. Последний вариант для несведущего человека представляется оптимальным, но смотри выше - не всякий УМК позволяет так сделать, во многих в тетрадь вынесено большое количество нужных и полезных заданий. При этом реальная польза от тетрадей как отдельного от учебника издания для меня представляется сомнительной, как минимум для классов средней школы. Ничего принципиально не изменится, если вместо рабочей тетради упражнения будут размещены в самом учебнике, рабочие тетради стоит оставить только для начальных классов, для детей, которые еще испытывают трудности с письмом. Но для этого надо пересматривать принципы создания УМК. Как раз со стороны министерства это требование могло бы прозвучать.

Пересмотрела бы учебный план, как минимум средней школы. Ну в началке еще более-менее логично всё выстроено, а вот в средней... с одной стороны, все признают, что дети перегружены. С другой, начинаешь смотреть, а чем перегружены? В учебном плане начиная с 5 класса для меня много удивительного. С одной стороны, всего по одному уроку биологии и географии, в то время как учителя признают, что этого недостаточно. С другой - пресловутые три физкультуры, которые слабо влияют на здоровье нации, но сильно влияют на загрузку школьного спортзала, который в типовой школе для этого не предназначен. Впрочем, физкультура в любом случае полезна. А вот введение с пятого класса обществознания и ОБЖ - определенно пустая трата времени. Информацию из годичного курса можно ужать в 2-3 урока, да и вообще-то вопросы ОБЖ классные руководители обязаны рассматривать на классных часах начиная с началки, зачем еще выделять для этого целый курс? Темы, затрагиваемые обществознанием на этом этапе, можно включить в курс истории и литературы. Я еще понимаю в более зрелом возрасте, с 8 или 9 класса, можно попробовать серьезно поговорить о серьезных вещах, но раньше? 34 х 2 потерянных часа в год. Еще один пожиратель времени - технология. В советское время было совершенно четкое понимание, чему мы хотим научить детей на уроках труда, пусть даже выполнение этой задачи порой хромало. Тем не менее всем было понятно, зачем девочкам домоводство, а мальчикам... как оно там у них называлось... основы рабочей специальности, скажем так. Но современная программа по технологии - это кружок "очумелые ручки", вставленный по какому-то недоразумению в учебный план. Предметная концепция (как это модно называть) отсутствует в принципе. Я бы приветствовала перенос часов по технологии из основного учебного плана во внеурочную деятельность или ОДОД. И третью физкультуру туда же. Впрочем, рассмотрев учебные планы нескольких ближайших образовательных учреждений, я пришла к выводу, что учебный план формируется по принципу "надо использовать все часы, которые мы имеем право использовать. Так, ОБЖ в пятом классе при ближайшем рассмотрении оказалось компонентом образовательного учреждения. Уж не знаю, то ли не нашли, какой другой предмет поставить на этот час, то ли это всё-таки указание сверху... но печально, что и сама школа в снижении нагрузки на учащися не заинтересована.

Обязала бы, наконец-то, школы обеспечивать туалеты туалетной бумагой. Нет, ну я понимаю, что у школы масса других проблем :)) Но всё же хотелось бы, чтобы правила гигиены в школе соблюдались. По текущим СанПинам школа обязана снабжать туалеты мылом, а вот о туалетной бумаге ничего не сказано. Безусловно, я понимаю, что даже мыло есть далеко не везде. Но его хотя бы можно со школы потребовать, указав на пункт СанПина. В конце концов, не все школы столь бедны, что не могут себе позволить снабдить детей бумагой. Очень даже многие школы в крупных городах могли бы, но пока не обязаны решить этот вопрос. А раз не обязаны, то и решать не будут.

Разрешила бы оставлять детей на второй год по решению школы, без согласования с родителями. Хоть родители и являются законными представителями учащихся, педагогические вопросы школа должна иметь возможность решать самостоятельно. Переход учащихся с годовыми двойками в следующий класс не приносит пользы совсем никому, я вообще не понимаю, откуда могла возникнуть такая странная идея.

Вернула бы коррекцию, если не коррекционные школы, то как минимум обязательные коррекционные классы.

Разрешила бы переводить учащихся в специализированные школы не по желанию родителей, а по рекомендации педагогов.

Ввела бы такое наказание, как временное отстранение от образовательного процесса. Чтобы ребенка младшего возраста, если он ведет себя в школе неподобающим образом, родители обязаны были забрать в тот же день по звонку. А ребенка старшего возраста можно было хотя бы выгнать с урока. К счастью, сейчас я работаю в школе, где такие меры не являются необходимыми. Но школы, увы, разные.



Наверно, можно еще много чего придумать :) будет интересно почитать ваше мнение в комментариях.

Comments

zzachekay
Sep. 28th, 2017 05:50 am (UTC)

С рабочими тетрадями полностью согласна! У нас в Самаре антикоррупционная война в школах (даже одного директора показательно арестовали),  так даже запретили атласы на историю с детей требовать. А упражнений в учебнике на отработку материала очень мало. Но и цена рабочей тетради заоблачная.
С впр не сталкиваюсь сильно. Но все эти средние показатели, ниже которых лучше не надо - это чистая бюрократия, а не решение проблем.
Про выгонять с урока и второй год согласна. Некоторые дети - это жесть (был один неблагополучный, по партам ходил и стульями кидался), и никому они не нужны, а учитель - выучи и выпусти. А то сам виноват. И другие ученики очень сильно страдают из-за таких. Зачем-то. Пришел, значит, я в школу кчиться, а слушаю все 5 уроков как Васю отчитывают.


И про нагрузку согласна. Вообще от субботы надо избавляться. Обществознание до 8кл - переливание из пустого в порожнее. Сами учителя не очень понимают, зачем это нужно. Физра мне в универе нравилась, где было разделение по видам спорта. Школьную физру с недостижимыми для меня нормативами вспоминаю как ужас.


Мне детей жалко - в школу с огромным рюкзаком, сменка с собой, еще и лыжи зимой. Где адекватная нагрузка на позвоночник? Это же жесть!