?

Log in

No account? Create an account

"Шапками закидаем...."

Зашла посмотреть бредовую, с моей точки зрения, новость про голосование в сети, какое из американских консульств закрыть. Посмотрела эту новость на РашаТудей, и почитала комментарии. Волосы дыбом, честно. Вот только некоторые перлы:
"А я бы не консульства в России закрывала. я бы сша Сорматой накрыла. И всего то делов" - и ответ: "Они наложат в штаны и плакать будут, как это наблюдаем в последние лет пять)"
"Когда перестанут разговаривать дипломаты, начнут "разговаривать" автоматы!" - и ответ: "Мы (в большинстве) к этому готовы! Вопрос о ведь в другом- готовы ли они??"
"Закрытии консульств - не достаточно! Нужны более радикальные меры - на всех фронтах, по всем направлениям, в том числе и за пределами России!"
"так же СРОЧНО надо закрыть в Екатеринбурге! Амеры там основательно окопались и гадят изо всех сил!"

Ох, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Перед русско-японской войной тоже хвалились шапками закидать... Одна лишь разница - тогда говорили, что "англичанка гадит". Но уровень сознания остался тем же...

Тришкин кафтан

День прошел в мыслях о трагедии в Кемерово. В сети уже очень много написано всего и разного, мое собственное резюме - сколько бы ни было в итоге жертв, налицо чудовищная халатность, причем не одной только службы, а целого комплекса их. Начиная с горючих материалов. У нас тут по соседству пару лет назад горел садик по причине короткого замыкания. Поскольку всё было сделано по нормам, собственно гореть ничего особо не горело, слегка подымило. Детей быстро и без потерь вывели через запасные выходы, всё было четко и по разнарядке. Очень радует, что так бывает. И мне непонятно, почему такие же требования не предъявляются к столь сложным сооружениям, как ТЦ. Конечно, наличие огнетушителей, сигнализации и запасных выходов сейчас будут проверять у всех. А вот переделывать отделку вряд ли заставят. Но главное - проверки проводятся методом тришкиного кафтана, методом прорыва. Здесь прорвало - здесь всё проверим. А в остальном хоть трава не расти. Как проверили после Сямозера (когда из-за ненадлежащей организации водного похода утонули дети) все детские лагеря. Но только ПОСЛЕ, а не до! И у трагедии на Сямозере, и  у трагедии в Кемерово первопричина одна - "и так сойдет, а проверку купим". Страшно сказать - чего ждать следующего?

История и комментарии

В яндекс-дзене читаю разные сайты типа 7я или пикабу. На последнем выложили недавно небезынтересную историю: https://m.pikabu.ru/story/dva_deda_5758772 Вкратце: рассказ о двух дедах, оба из которых были начальниками, только один жил "всё для людей, ничего для себя", а второй "всё для себя и семьи, а людям как получится". Интересна не столько история, сколько комментарии. Практически каждый комментатор высказался в том смысле, что нужно в первую очередь грести под себя и обеспечивать семью, а на общественность начхать.
Зеркало нашего общества...
И эти же люди с придыханием говорят о великой отечественной. Да живи тогда люди с такой психологией, война не продлилась бы и полугода, и разумеется, не в нашу пользу :(

Сама себя не пойму. А вот по какому поводу.
Велели нам в школе писать заявление, чтобы прямо в школе и голосовать (строго до 12.00, к тому же). Якобы посредством выдачи неких "штрих-кодов" нас потом по головам пересчитают. Аж писать об этом противно. Я и вообще-то не хотела идти на выборы, а теперь тем более не пойду. Не знаю, каких добрых слов скажет мне за это директор (и скажет ли), и что изменится - но не могу :) не могу встать в строй и послушно шагать в ногу.

Самое смешное, что неделю назад нас предупреждали, что возможно на выборы потребуются волонтеры, а буде добровольцы не найдутся, придется попросить кого-то. Я тогда сразу подумала, что если попросят - выпрошу себе за это отгул в каникулы и приду. Но вот под таким соусом со штрих-кодами приходить не желаю.

Может, оно и глупо, но как-то так :))

Классическая фраза про дураков и дороги известна всем, но мне захотелось ее уточнить. По-моему, в нашем-то XXI веке проблема с дорогами вытекает только из первой проблемы - с дураками. С одной их главной разновидностью - услужливо-раболепствующей. Крылов давно сказал, что "услужливый дурак опаснее врага". А подчинение начальству снова возведено в основную чиновную добродетель. Начальство огорчать опасно, потому мы будем начальство радовать и применять все силы к тому, чтобы гладко да складно начальству рапортовать о проделанной работе. А поскольку начальство само... того-самого... умом не вышло... то и принимает все рапорты за чистую монету. За что ни возьмись - картина одинаковая.
Например, развитие массового спорта. Московский район СПб в своей газетенке рапортует, что спортом занимается 45% жителей района. Не могу даже представить, как они считали - наверно, взяли в совокупности всех детей (они же занимаются в школе физкультурой!), добавили к ним всех учащихся спортшкол (и наплевать, что это те же дети :)) ) и все абонеметы в фитнесс-клубах, а еще всех участников районных соревнований. Зато выглядит красиво, и уже нет нужды строить велодорожки или там лыжные базы, все и так при деле.

Или взять учительскую зарплату - кажется, все уже слышали поговорку "если у тебя мясо, а у меня капуста, то в среднем мы едим голубцы". Все, кроме министра образования (ну и президента, естественно). Учителя показывают расчетки, в которых зарплата снижается, а министерство радостно рапортует, что в среднем она растет. Понятия медианы (делящей распределение пополам) или моды (наиболее частотного значения в распределении) слишком сложны для публики - но очевидно, для министра тоже? Кстати, данные по моде и медиане раньше были на сайте росстата, теперь там только среднее, моду и медиану нужно высчитывать самим на основании таблицы.

Куда ни кинь, одно и то же. Я недавно возмутилась, что в аптеках трудно найти импортное средство от вшей на основе инсектицидов (а не минеральных масел, как Нюда). Возмутилась в письменном виде в адрес комитета по здравоохранению. На что мне пришел ответ, что лекарства есть - российского производства (проверяли, знаем, от них не то что гниды не дохнут, а и живые вши продолжают ползать), а заболеваемость педикулезом снизилась на 2 процента. То-то я заметила, что в этом году мы вшей выводили не один, а четыре раза. Правда, сами тоже виноваты - заболевание свое в поликлинике не регистрировали. Почему не регистрировали - никому неохота карантин в классе, толку чуть, а детей на перемену не выпускают. Это ничего, что куртки они при этом на общую вешалку вешают, главное, меры приняты.

Разумеется, это не единственный случай, когда принятые меры не соответствуют проблеме, почему и рапортовать о проблемах отпадает желание. Еще тебя же и накажут. Поэтому рапортуют о победах и свершениях. И одной лишь перемены Путина на Шмутина будет недостаточно, чтобы изменить эту порочную систему управления. Нужны не просто другие люди, а принципиально иной подход, учитывающий психологию управления, когда при возникновении проблем на местах вышестоящие будут способствовать их разрешению, а не наказанию невиновных и награждению непричастных. Иначе административно-карательная система управления губит все благие начинания.

Научно-популярная статья, которая отлично резюмирует ключевые исследования по влиянию теле-реальности на реальную жизнь, рекомендую для прочтения как "широкой общественности", так и тем, кто "в теме" - последним в качестве удобной ссылки в дискуссии,настолько всё понятно и доступно разложено по полочкам.
https://newtonew.com/science/zhestokie-igry-pedagogicheskaya-psihologiya-o-nauchenii-agressii
Приведу парочку важных цитат.

image_image

Насилие, демонстрируемое на экране, символизирует не только то, что жестокость разрешена, но и то, что она приветствуется. Привлекательный киногерой, парой ударов восстанавливающий мир и справедливость, вызывает желание подражать ему.Выводы, сделанные учёными на основе недавних экспериментов, не более оптимистичны, чем замечания Бандуры полувековой давности. Исследования под руководством Крейга Андерсона, психолога из Университета Айовы, доказывают, что трансляция насилия в СМИ заметно повышает уровень жестокости в обществе.

А потом мы удивляемся, почему подростки приходят в школу с оружием. Причину путаем со следствием и предлагаем усилить охрану. Правда, и это пока только на словах.

Хоть я и пишу, что у подростков есть некоторые причины направить свою агрессию именно на школу, важно понимать, что школа - это объект агрессии, возможно также - триггер, "спусковой крючок", но не ее источник. Подростки научаются агрессии на экране, а школа - только объективированный источник фрустации.

В статье подчеркивается еще один важный нюанс: помимо роста агрессии, ТВ (и соцсети за компанию, как мне кажется) порождает и другие искажения реальности.

Те испытуемые, что проводили свободное время за просмотром мыльных опер, указали, что врачей и юристов гораздо больше, чем остальных специалистов, во много раз завысили процент супружеских измен и увеличили количество смертей от рака. По сути, молодые люди описали мелодраматическую реальность, которая в их сознании стала неотделимой от действительности.

Мозг работает очень просто - чем чаще появляется некоторая информация, тем более реальной он ее считает, особенно в детстве. И если в мультиках герою врезали по башке, а он через пару секунд уже бодр и весел, то почему бы не врезать и товарищу по песочнице? ведь ничего страшного не случится...
Конечно, в дело вступают и более сложные механизмы, но я бы голосовала двумя руками за введение цензуры хотя бы на ТВ (в сети это сложнее). А вы?

На днях кпрфовский депутат Олег Смолин высказался в ГосДуме, что причина нападений подростков на школы – дегуманизация образования в связи с введением ЕГЭ, и указывает, что количество подобных нападений именно после введения единого экзамена растет.
Не могу не прокомментировать это выступление, так как хочу в одно и то же время с ним согласиться и его оспорить.
Прежде всего нужно вспомнить, что «после не значит вследствие», то есть причинно-следственную связь между введением ЕГЭ и подростковой агрессией следует еще доказать. Пока же мы видим лишь совпадение этих двух явлений во времени, при этом сумма изменений в обществе за эти последние годы гораздо шире, чем одно лишь введение ЕГЭ. Специалисты – психологи и педагоги – говорят при этом о негативном влиянии социальной и информационной среды. Повышается агрессивность подростков – но почему выливается она именно на школу? Разве данный факт не свидетельствует о том, что именно школа является источником психологического травмирования учащихся? Если не единственным, то, по-видимому, наиболее отрефлексированным? Видимо, есть доля правды в выступлении Смолина в той его части, где он говорит о дегуманизации и бюрократизации образования. Но вот связать эти явления напрямую с введением ЕГЭ я никак не могу. Не с ЕГЭ начинается бюрократизация. Тем, кто работает в школе, известно, что школа на разных уровнях и с разных сторон подвергается большому количеству проверок, которые следят строго за формальной стороной процесса – формальным соблюдением правил и соответствием всех нужных закорючек. Учебный процесс тоже должен соответствовать – рабочим программам, планированиям, уровням и требованиям, причем разработанным с самыми благими намерениями.
И всё это было бы терпимо, если бы в школу ходили только среднестатистические дети. Но школу посещают и дети, отклоняющиеся от той средней нормы, для которой написаны примерные программы. Кроме того, у самого усредненно-нормального ребенка в жизни могут сложиться обстоятельства, временно препятствующие успешному освоению программы. При этом в современной российской школе не существует никакого алгоритма работы с неуспевающими детьми. Да, пропустившему по болезни учитель может предложить одну-две консультации. Длительно болевшим перед концом четверти продлевают аттестацию, чтобы они могли подходить на каникулах и получать консультации учителей. Но что делать, если заболел в начале четверти? проболел месяц, полтора, пропустил много (при, например, пяти уроках математики в неделю это будет двадцать пять-тридцать уроков), до конца четверти еще далеко, но школа не может предложить никаких решений. Даже если в школе установлены дни и часы консультаций для отстающих, это обычно не более 1 урока в неделю на 1 учителя, то есть для всех классов, которые он ведет, одновременно. Понятно, что есть ситуации и есть дети, которых не спасет один раз в неделю, а большего школа на сегодняшний момент предложить не может. Нет никакого понимания, что в рамках данного штатного расписания делать детям с логопедией, ММД, дефицитом внимания или другими незначительными нарушениями. Не так уж редко бывают случаи, когда родитель сам видит, что ребенку тяжело учиться в массовой школе, но для коррекции он «диагнозом не вышел». Думаю, каждый учитель встречал детей, которые могут усваивать материал тет-а-тет со взрослым или в малой группе, и неспособны следовать за ритмом класса. Если родители имеют возможность, то школьное образование своих детей они «вывозят» сами, разбирая с детьми дома всё, что проходили в школе, или даже приглашая репетитора. Но не у всех есть такая возможность, а у некоторых нет и желания или понимания ситуации. Но в любом случае важно отметить, что у самой школы нет никакого решения практически для всего спектра ситуаций, порождающих неуспеваемость. Даже если в школе есть помогающий персонал– соц. педагоги, психологи, логопеды – если они и не уволены в целях экономии средств, то имеются в явно недостаточном количестве, например, один психолог на школу в 800 человек. И один логопед. Кроме того, у психолога и соцпедагога, если они есть в школе, основная функция опять же написание отчетов и посещение районных мероприятий.
Особенности самого учащегося, конфликты в классе или плохая дисциплина – всё это в большинстве случаев просто игнорируется. Главное, чтобы учебный процесс протекал по рабочим программам, остальное не волнует ни проверяющих, ни администрацию. Лично, как человек, директор, завуч или учитель, возможно, будет стараться наладить все стороны образовательного процесса, но в основном путем своих личных несоответствующих инструкциям усилий, а это очень немного в масштабе школы вообще. Вопрос, когда изменится вся система? Неужели только «до основанья, а затем…»?

Это же ребенок...

На днях были с Наташей (8,5 лет) в магазине. В магазине проводилась дегустация колбас. Мы попробовали по разу, потом Наташа попробовала еще по разу :) Потом я сказала, что пора и честь знать, пойдем. Рядом стоящая женщина парировала: "Да пусть ребенок ест, пока никто не видит". (ответственный за дегустацию сотрудник как раз отлучился). Такая простецкая логика привела меня в изумление. Интересно, когда же, по мнению дамы, следует начинать прививать детям правила поведения в обществе? Может быть, после десяти? Ребенок "после десяти" у меня как раз имеется :) И я имею полную возможность оценить раннее начало подросткового возраста со всеми взбрыками, переменами настоения и стремлением к самостоятельности. Это её, что ли, учить основам, азбучным истинам? Да как-то поздно уже выходит, и малоэффективно: подростку уже не всякое лыко в строку. На одно замечание фырк, а на два замечания фырк-фырк. Конечно, и подростка можно и нужно воспитывать, да только это уже придание нюансов и полутонов крепкой основе.
Вот говорят еще - "не воспитывайте детей, воспитывайте себя". Мне кажется, этого мало. Имею перед глазами пример, как высокоморальные родители, не имевшие времени заниматься детьми, по сути передали воспитание окружению - и вышло разнообразно. Прямо противоположные по моральным качествам и жизненным установкам дети одних и тех же родителей. Одно яблочко упало ооочень далеко от яблони, вопреки поговорке.

Электронные учебники

Некоторое время назад я была против электронных учебников - по удобству всё-таки они не стоят рядом с бумажными. Но прикинув на руку портфель моей пятиклашки, - а он весит от 5 кг при том, что рюкзак сам по себе довольно легкий - я стала смотреть на вопрос электронных учебников иначе.

Первая ступенька в вопросе - отношение школы. Ура, школа в целом и большинство учителей в частности не против. Некоторые дети уже носят на урок электронные гаджеты.
Вторая ступенька - какое техническое оснащение мы имеем. У нас давно и успешно живет электронная книжка onyx boox, не из самых дешевых, с электронными чернилами (e-ink). Операционная система linux, диагональ экрана 6 дюймов. В принципе я даже готова купить ребенку личную читалку, более новую, по ценовой категории 5-8 т.р., если окажется, что в школу действительно можно будет ходить с читалкой вместо книг.
Что мы имеем в интернете? - Ага, во-первых, сканы учебников на торрентах. Не подходит, т.к. в основном это нераспознанный pdf, по сути - фото страницы. На экран 6 дюймов выходит слишком мелко. Ну ничего, я ж не против заплатить, что у нас предлагается платно? - На ЛитРесе совсем недорого... нераспознанные pdf! Распознанных pdf  в лучшем случае 5-10% от общего объема предложения. Но скачивать их нет смысла, т.к. если уж заменять учебники эл. книжкой, то как минимум половину, иначе нет смысла, ведь моя цель - уменьшить вес портфеля, а не просто перейти на электронные версии. Но из дочкиного комплекта учебников в распознанном pdf нашлась только биология. Отказать, смысла нет.

Ищем дальше. Учебники у нас двух издательств - Просвещение и группа Дрофа-Вентана. На сайте Просвещения есть предложение по электронным учебникам. Всё так же недорого, но в каком формате? Тадам, требования к гаджету - Android 4.2 или windows. Понятно, что на нашу старую читалочку это приложение не встанет, но проблема в том, что и на новые электронные книги тоже! Электронная книга - это Android 4.1! Итак, учебникам из Просвещения отказать. Посмотрим, что предлагает Дрофа-Вентана.

Дрофа предлагает тоже собственное приложение на платформе Лекта. Смотрим требования. Android 4.1 - ура! диагональ экрана - от 10 дюймов? увы... Я не готова покупать ребенку ридер с такой диагональю, это уже совсем другая ценовая категория.

Словом, электронные учебники выпущены, но только под устройства ценовой категории выше среднего, при этом предпочтительно планшеты, при этом крупного размера (Просвещение тоже просит диагональ от 10 дюймов). С чем же ходят дочкины одноклассники? Опрос родителей показал, что ходят с планшетами, на которые закачаны нераспознанные пдф, скачанные в интернете. Смотреть не очень удобно.

Увы, не получится облегчить ребенку портфель и шагать в ногу со временем. Слишком уж дорого выходит. При этом цена самих электронных учебников на приложениях вполне доступная - около 150 р., надо заметить, это намного дешевле, чем бумажный учебник (600-700 р); в этом отношении я понимаю губернатора Орловской области, поручившего рассмотреть вопрос перехода на электронные учебники, - даже с выдачей детям ридеров это дешевле, чем выдавать детям бумажные, особенно если заказать крупную партию ридеров, параметры которых рассчитаны именно на такое употребление.

Надеюсь, и в нашем регионе ситуация изменится раньше, чем мои дети окончат школу...

Потемкинские деревни

Увидела в Учительской газете, что в этом году проводился первый конкурс школьных столовых. Фотографии, конечно, были с очень серьезного мероприятия, возможно, финала, но наша столовка тоже в чем-то подобном поучаствовала.
Приходишь в столовую, ой, как всё в буфете красиво, салат в виде розочки, салат в виде арбуза. Дайте, пожалуйста, вон те мандаринчики из морковки. - Нет, это пока не продается. - Тогда вот этот красивый кекс? - Нет, команды продавать пока не было. - Пришлось взять обычный салат и обычную булочку. "Отмашка" на продажу прошла примерно после пятого урока, красивые кексы быстро разошлись между сотрудниками бухгалтерии, которые как раз в этот момент приходят обедать. Морковные мандарины никто так и не купил, и мне они к этому времени тоже были уже не нужны. Впрочем, вся эта красота готовилась, собственно, не для еды, а для показухи.
Готовят у нас в столовой, конечно, неплохо, но как можно конкурс столовых проводить по сделанным напоказ блюдам - для меня загадка. Впрочем, в этом суть современной школы; боюсь, и не только школы.