?

Log in

No account? Create an account

Это же ребенок...

На днях были с Наташей (8,5 лет) в магазине. В магазине проводилась дегустация колбас. Мы попробовали по разу, потом Наташа попробовала еще по разу :) Потом я сказала, что пора и честь знать, пойдем. Рядом стоящая женщина парировала: "Да пусть ребенок ест, пока никто не видит". (ответственный за дегустацию сотрудник как раз отлучился). Такая простецкая логика привела меня в изумление. Интересно, когда же, по мнению дамы, следует начинать прививать детям правила поведения в обществе? Может быть, после десяти? Ребенок "после десяти" у меня как раз имеется :) И я имею полную возможность оценить раннее начало подросткового возраста со всеми взбрыками, переменами настоения и стремлением к самостоятельности. Это её, что ли, учить основам, азбучным истинам? Да как-то поздно уже выходит, и малоэффективно: подростку уже не всякое лыко в строку. На одно замечание фырк, а на два замечания фырк-фырк. Конечно, и подростка можно и нужно воспитывать, да только это уже придание нюансов и полутонов крепкой основе.
Вот говорят еще - "не воспитывайте детей, воспитывайте себя". Мне кажется, этого мало. Имею перед глазами пример, как высокоморальные родители, не имевшие времени заниматься детьми, по сути передали воспитание окружению - и вышло разнообразно. Прямо противоположные по моральным качествам и жизненным установкам дети одних и тех же родителей. Одно яблочко упало ооочень далеко от яблони, вопреки поговорке.

Электронные учебники

Некоторое время назад я была против электронных учебников - по удобству всё-таки они не стоят рядом с бумажными. Но прикинув на руку портфель моей пятиклашки, - а он весит от 5 кг при том, что рюкзак сам по себе довольно легкий - я стала смотреть на вопрос электронных учебников иначе.

Первая ступенька в вопросе - отношение школы. Ура, школа в целом и большинство учителей в частности не против. Некоторые дети уже носят на урок электронные гаджеты.
Вторая ступенька - какое техническое оснащение мы имеем. У нас давно и успешно живет электронная книжка onyx boox, не из самых дешевых, с электронными чернилами (e-ink). Операционная система linux, диагональ экрана 6 дюймов. В принципе я даже готова купить ребенку личную читалку, более новую, по ценовой категории 5-8 т.р., если окажется, что в школу действительно можно будет ходить с читалкой вместо книг.
Что мы имеем в интернете? - Ага, во-первых, сканы учебников на торрентах. Не подходит, т.к. в основном это нераспознанный pdf, по сути - фото страницы. На экран 6 дюймов выходит слишком мелко. Ну ничего, я ж не против заплатить, что у нас предлагается платно? - На ЛитРесе совсем недорого... нераспознанные pdf! Распознанных pdf  в лучшем случае 5-10% от общего объема предложения. Но скачивать их нет смысла, т.к. если уж заменять учебники эл. книжкой, то как минимум половину, иначе нет смысла, ведь моя цель - уменьшить вес портфеля, а не просто перейти на электронные версии. Но из дочкиного комплекта учебников в распознанном pdf нашлась только биология. Отказать, смысла нет.

Ищем дальше. Учебники у нас двух издательств - Просвещение и группа Дрофа-Вентана. На сайте Просвещения есть предложение по электронным учебникам. Всё так же недорого, но в каком формате? Тадам, требования к гаджету - Android 4.2 или windows. Понятно, что на нашу старую читалочку это приложение не встанет, но проблема в том, что и на новые электронные книги тоже! Электронная книга - это Android 4.1! Итак, учебникам из Просвещения отказать. Посмотрим, что предлагает Дрофа-Вентана.

Дрофа предлагает тоже собственное приложение на платформе Лекта. Смотрим требования. Android 4.1 - ура! диагональ экрана - от 10 дюймов? увы... Я не готова покупать ребенку ридер с такой диагональю, это уже совсем другая ценовая категория.

Словом, электронные учебники выпущены, но только под устройства ценовой категории выше среднего, при этом предпочтительно планшеты, при этом крупного размера (Просвещение тоже просит диагональ от 10 дюймов). С чем же ходят дочкины одноклассники? Опрос родителей показал, что ходят с планшетами, на которые закачаны нераспознанные пдф, скачанные в интернете. Смотреть не очень удобно.

Увы, не получится облегчить ребенку портфель и шагать в ногу со временем. Слишком уж дорого выходит. При этом цена самих электронных учебников на приложениях вполне доступная - около 150 р., надо заметить, это намного дешевле, чем бумажный учебник (600-700 р); в этом отношении я понимаю губернатора Орловской области, поручившего рассмотреть вопрос перехода на электронные учебники, - даже с выдачей детям ридеров это дешевле, чем выдавать детям бумажные, особенно если заказать крупную партию ридеров, параметры которых рассчитаны именно на такое употребление.

Надеюсь, и в нашем регионе ситуация изменится раньше, чем мои дети окончат школу...

Потемкинские деревни

Увидела в Учительской газете, что в этом году проводился первый конкурс школьных столовых. Фотографии, конечно, были с очень серьезного мероприятия, возможно, финала, но наша столовка тоже в чем-то подобном поучаствовала.
Приходишь в столовую, ой, как всё в буфете красиво, салат в виде розочки, салат в виде арбуза. Дайте, пожалуйста, вон те мандаринчики из морковки. - Нет, это пока не продается. - Тогда вот этот красивый кекс? - Нет, команды продавать пока не было. - Пришлось взять обычный салат и обычную булочку. "Отмашка" на продажу прошла примерно после пятого урока, красивые кексы быстро разошлись между сотрудниками бухгалтерии, которые как раз в этот момент приходят обедать. Морковные мандарины никто так и не купил, и мне они к этому времени тоже были уже не нужны. Впрочем, вся эта красота готовилась, собственно, не для еды, а для показухи.
Готовят у нас в столовой, конечно, неплохо, но как можно конкурс столовых проводить по сделанным напоказ блюдам - для меня загадка. Впрочем, в этом суть современной школы; боюсь, и не только школы.

В мамских и образовательных сообществах то тут, то там слышу вздохи про то, как пришли злые большевики, ввели ясли и оторвали ребенка от семьи. Дескать, до того дети воспитывались в семье, причем исключительно бережно и с упором на образование, а не хухры-мухры. По поводу подобных вздохов я давно недоумевала - если посмотреть на крестьянские семьи, то с жёвкой хлеба во рту под присмотром шестилетней сестренки видно, лучше оставаться, чем в яслях :)) Но про семьи состоятельных сословий еще оставались кое-какие иллюзии. А сейчас я начала читать мемуары Сары Бернар (известная французская актриса, 1844-1923). Несмотря на то, что родители ее были состоятельными людьми, ребенок до 5 лет рос у кормилицы, а мать забирала ребенка к себе только тогда, когда ребенок был болен вследствие несчастных случаев (один раз ожог, другой раз сложный перелом). Два года она поправляла свое здоровье при матери, после чего была отдана в пансион. Я понимаю, что мать актрисы была особа ветреная, и казалось бы здесь нельзя делать обобщения, но однако же Сара в своих пансионах жила не одна, другие родители так же избавлялись от заботы о детях, а институт кормилиц процветал с давних пор и был востребован не только привелигированными классами, а всеми сколько-нибудь состоятельными гражданами, включая простых работниц. Это во Франции, но и в России стоит почитать хотя бы Чехова, и иллюзии о беззаботном счастливом материнстве растоворятся. Известный педагог Мария Монтессори, основатель одного из первых детских садов, создавала его для того, чтобы дети итальянской бедноты могли увидеть хоть что-то кроме кухни и материнской спины, т.к. мать была постоянно занята домашней работой, а ребенок, разумеется, находился при ней, но для своего развития получал так же мало, как если бы сидел в чулане.

Хорошо, если сейчас некоторые матери могут воспитывать детей дома и имеют ресурсы для того, чтобы заниматься их развитием. Но не надо хаять то нужное и полезное, что сделано за последний век в области образования.

Немного к дате :)

Уже не первый раз слышу выражения, мол, "нашу страну втянули" да "если б не революция" от вполне вменяемых людей. Удивляюсь. Должно быть, все до одного были состоятельными дворянами :)

У моей семьи память достаточно крепка, а дед (1901 года рождения) в свое время вел дневниковые записи для тех, у кого она коротка окажется. Эти записи я меедленно выкладываю в ЖЖ вот здесь: http://dnevnik-deda.livejournal.com/ , к сожалению добралась пока только до двадцатых годов. Что мы видим: на момент рождения деда в избе проживало 21 человек. Чуть позже по столыпинской реформе хозяйство делится, семья берет хутор, и на хуторе в новом доме "всего-то" прадед да прадедов брат С СЕМЬЯМИ. При этом дедовы братья, да и сам он, подходят к совершеннолетию, и если ничего не изменится, в избе скоро снова будет более 20 человек... Однако всё меняется, дед переезжает в город, всё время живет только со своей женой и детьми, безо всяких других родственников. Сначала, конечно, в коммуналках, отдельные квартиры к 60 году, конечно, но зато ж и война. Еще более важный, на мой взгляд, показатель - образование. Дед окончил три класса церковно-приходской школы, окончил с отличием, приглашали учиться дальше, но денег не было. Позднее уже при советской власти окончил школу строительных десятников, получил профессию, которая стала его кормить. Все дедовы дети получили полное среднее образование, трое из четверых - высшее. Младшую из детей, мою маму, в конце сороковых (!) учили играть на фортепьяно - между прочим, небесплатно, бесплатно она занималась во Дворце Пионеров гимнастикой. Играть она, правда, так и не выучилась, но для меня показателен сам этот взлет от сохи до фортепьяно за одно только поколение. При этом дед никогда не занимал никаких особых должностей, простая рабочая лошадка. Да, безусловно, прогресс науки и техники тоже сыграл свою роль, но насколько я вижу по литературным источникам, такой контраст был только в нашей стране. Простые американские фермеры, например, хоть и жили очень скромно в начале века, но по сравнению с простыми нашими крестьянами намного лучше, в том числе по уровню образования (вспоминаю книгу "Маленький домик в больших лесах", тоже на переломе веков написанную).

Открытые уроки

У нас завтра по городу в школах "день открытых дверей" (обязателен для школ). В рамках этого мероприятия проводятся открытые уроки для родителей. И вот приходит сегодня старшая деточка домой, рассказывает, что у них была репетиция открытого урока :)) На уроке будет викторина и выразительное чтение басен Крылова, поэтому басни надо выучить :)) Хорошо хоть викторину не репетировали, а ведь могли бы :))
У меня завтра тоже будет открытый урок. У нас открывают не все уроки дня, а только третий и четвертый, третьего у меня в этом году нет :)) Так что гостей жду только на четвертом. Не вижу смысла что-то особенное готовить - ведь родители пришли не в театр. Урок как урок, второй иностранный первый год обучения. В прошлом году именно родители первого года обучения и приходили на открытый урок. Ну пусть приходят, я как-то спокойно к этому отношусь. Пусть ходят хоть на все уроки подряд, честно говоря. Для коллег проводить открытые уроки намного сложнее, хочешь показать что-то такое, чего они еще не видели. В прошлом году старалась-старалась для студентов курсов переподготовки (из филологов в учителя иностранного), а они отозвались так: "Ну это был прямо классический урок, так, как нас учили, и разминка, и наглядность, и игровой момент". Ладно, и на том спасибо - хорошо уметь работать по классике не помешает ни в одной профессии :))

Взрослые дети

Обедаю в столовой, тут же обедает директор, общается со своими приближенными. Входит мальчик из 9 класса, новенький, ухоженный красавчик с бородой. Директор сразу "Это кто такой?" Ей объясняют, мол,такой-то, в этом году поступил. "Передайте, чтоб побрился!" Ходит теперь этот красавчик бритый. Красавчика мне не жалко, но сам казус примечателен. Нашей школе нужно, чтобы учащиеся были детьми. А они в 9-11 уже не дети давно. Кто-то раньше, кто-то позже, но к 11 классу это уже такие здоровенные дяденьки и тетеньки, что удивительно видеть их в одном мире с первоклашками. У них же и паспорт уже с 14 лет есть. Мне кажется, раз уж школьное образование стало столь долгим, а дети стали чуть более ранними, то пора бы старшую школу от основной школы отделить. Собственно, в мировом опыте есть прецеденты. На мой взгляд, было бы для всех сплошное благо. Можно совсем иначе организовать учебный процесс. Заодно можно было бы иначе поставить вопрос об ответственности школы за учащихся. Я кое-как согласна быть ответственна за то, что и как делают дети младшего возраста, ну пусть до 8 класса включительно, но в отношении старших мне кажется это однозначным тормозом в системе отношений. Если мы не можем выгнать с урока ученика младшего возраста, т.к. он остается без присмотра, то в отношении учеников старшего возраста я бы это правило пересмотрела. Пора  и самим за себя отвечать. Правда, общество, похоже, не готово к тому, чтобы подростки сами за себя отвечали хоть в чем-то. А жаль.

Дочкин, за 5 класс. Учебник 2012 года, с гордым грифом ФГОС. В главе про пожар предлагает применять для защиты от огня, когда стоишь на балконе, "намоченное одеяло". И горящий телевизор накрыть одеялом.
В 21 веке, одеяла у большинства из синтепона или холлофайбера, словом, из полиэстера. И обшиты они полиэстером. ЧТо будет делать полиэстеровое одеяло? правильно, активно и быстро гореть.

В заданиях к теме предлагается выбрать правильные варианты действий. Для пятиклассников не предложено ни одного варианта "достать мобильник и набрать 112". Ни разу! и в параграфе про 112 ни слова! Я понимаю, что дети умнее составителей учебника и знают про этот номер. Но для чего тогда учебник??? Зато есть вариант "пойти к соседям и позвонить 01". По нынешним временам может оказаться опаснее пожара.

Придется теперь все темы учебника проверять на безопасность.

В сегодняшней школе есть столько мелких, но очень актуальных проблем, которые просто ежедневно мешают. И совершенно непонятно, что мешает их решить. Именно в данных конкретных социально-политических условиях. Причем многие из проблем даже не требуют перераспределения финансовых потоков. Всё же финансы - это мутный вопрос, в котором я, признаюсь честно, очень мало понимаю, да и относится он скорее к ведению МинФина, а меня интересует МинОбр.

Я бы отменила ВПР в том виде, в каком они проводятся сейчас. Ведь заявляется что? - Что это оценка работы школы, а не самих детей. Итак, Рособрнадзор получил вал данных по написанию работы учащимися, в прошлом году начиная с 4 класса и остальных ФГОСовских классов (в этом году уже начиная со второго). И что? во-первых, уже есть сомнения, что работы везде были написаны честно и были проверены честно.  Но главное - есть ли понимание, что делать со всей этой информацией? ну правда, вот мы выявили, что в школе №№ результаты заметно ниже среднего. Какие меры предполагается принять? да никаких, ну разве что распеканцию директору устроят (так ему небось не впервой). А ведь причин может быть множество. Может быть, в этой школе такой социальный состав? а может, хронически не хватает учителей? И к каждой причине потребовались бы свои меры по исправлению ситуации. Но это в идеальном мире. А в реальном это только огромный ворох никому не нужных бумаг и цифр в отчетах. В конце концов, если уж Рособрнадзору так хочется "мониторить качество образования", давайте делать это не в масштабах сразу всей страны, а в масштабах, например, 5 % школ по региону в один год. По такому количеству, по которому действительно реально провести комплексное рассмотрение проблемы.

Read more...Collapse )



Наверно, можно еще много чего придумать :) будет интересно почитать ваше мнение в комментариях.

"Зверский детектив"

Дали дочке почитать книжку. С хорошими отзывами, мол, всем понравилось, кто читал. В сети, кстати, на книжку тоже много восторженных отзывов, вот мол, наконец, настоящая литература для детей, нескучная.

Открываю книгу... на первых страницах... потом посередине... да на любой странице можно ее открыть.

"Двое сычей, оторвавшись от мухито, таращились на Йота возмущенными круглыми глазами. На клюве одного из них повисла жирная забродившая муха.

- Прекрати истерику, парень, - сказал Барсук. - Возьми себя в руки. (...)

- Вызывающее конфликтное поведение, - мрачно сообщил сыч с повисшей мухой.

- Шокирующая сцена, - констатировал сыч без мухи. - Мы получили большую травму.

- Мы сычи-адвокаты. Мы требуем компенсации за моральный ущерб. Бесплатное блюдо от шеф-повара"

Нет, я понимаю, для кого это написано - для детей, пересмотревших взрослых фильмов. Более того, я понимаю, что найдется немало таких детей, и им понравится. Но родители-то... почему столько хвалебных отзывов от родителей? Неужели большинство считает, что так и надо разговаривать с детьми - "собрать все штампы масс-культа", как метко сказано в одной ХВАЛЕБНОЙ рецензии, - подсластить сказочным антуражем и вывалить на детей как "детскую литературу"? Возможно, взрослым и весело разгадывать, на что намекает автор, называя героя-Жука "членом партии Жужелиц и Комаров", но дети явно не угадают подтекст. Тогда зачем?
Какой контраст, например, с В. Осеевой, которую мы сейчас читаем с ребенком ("Динку" и "Васек Трубачев "...) Разве она берется за "детские темы"? Война, революция, сиротство, сострадание...  А может, говорит "на детском языке"? Заигрывает с читателем, накручивает повороты сюжета? Нет, но ее книги равно интересно читать и мне в почти сорок, и детям моим младшешкольникам. Конечно, есть темы, которые детям еще в силу опыта не понятны. Но у моих детей, похоже, больше соприкосновений с "Динкой", где место действия - дача и Волга, чем со "зверским детективом", где места действия - бар и полицейский участок. Да и у меня самой тоже, вообще-то :) я не сижу в барах и не смотрю сериал "След" :)) И если уж выбирать из детективного жанра, я бы всё же взяла какую-нибудь классику жанра, например, Агату Кристи, чтобы обойтись без этой пошлости, без заигрывания с ребенком. О! я нашла адекватное слово для этой серии - пошлость. Зверский детектив? зверская пошлость. В значении толкового словаря Ушакова, естественно.

П.С. Дочь начала читать и на второй странице бросила. Чуждо, непонятно, не вызывает эмоций. Говорит, может, потом дочитаю. И это меня радует :)) Не знаю только, как отдавать теперь книгу, сказать "не понравилось" - неловко, сказать "ничего себе" - боюсь, язык не повернется :))